Актуальность этого вопроса сложно оспорить, так как сегодня в разработку сайтов уходит очень много людей, причем часто тех, кого сложно назвать специалистом хотя бы в одной из IT-сфер.
Оглавление
Веб-студию или фрилансер?
Чтобы с максимальной долей вероятности получить то, что нужно, можно подобрать веб-студию, digital-агентство с помощью сайтов с рейтингами, в частности:
Но позволить себе заказать услугу разработки, а в дальнейшем и сопровождение сайта у лидеров этих рейтингов могут только единицы. Да и очень высокий уровень сайта, огромное количество дополнительных функций и прочие «навороты» требуются далеко не для всех проектов. Поэтому в поисках надежных исполнителей можно постепенно опускаться по ступеням рейтинга, находя подходящие варианты… или обращаться к фрилансерам. Расценки таких самостоятельных работников обычно значительно ниже, чем агентств. Но обращение к ним связано и с рисками, так как исполнитель может просто пропасть, а заказчик потеряет время. Существующие биржи фрилансеров позволяют подобрать исполнителей разных специальностей и подробно изучить их профили, что минимизирует риски. Это:
В любом случае для сравнения понравившихся вариантов, будь то агентства, фрилансеры или и те и другие, стоит составить таблицу в Excel.
Таблица для сравнения кандидатов
В нее заносят всех потенциальных исполнителей и сравнивают по ряду критериев:
- сайт;
- портфолио;
- отзывы;
- достижения;
- позиционирование;
- время ответа;
- компетентность;
- количество решений;
- погружение;
- готовность сопровождать проект в дальнейшем (при необходимости);
- стоимость разработки сайта.
Такой способ позволяет достаточно быстро анализировать большое количество возможных исполнителей и отсеивать несоответствующих требованиям. Уже на первом этапе работы с таблицей можно существенно сократить число претендентов на разработку вашего сайта. Для этого ее заполняют данными, которые можно получить без прямого обращения к подрядчику. Оцените:
- Сайт. У разработчика сайтов свой сайт должен быть обязательно. Его отсутствие – весомый повод удалить исполнителя из таблицы. В остальных случаях оценке подвергают удобство пользования сайтом и функциональность. Посмотрите, насколько продумана навигация, оцените качество структуры, проверьте, правильно ли работают все кнопки и ссылки, насколько легко воспринимаются текстовые описания, не отталкивает ли шрифт. Понравилось? Ставьте плюс в таблицу.
- Портфолио. В нем ищут проекты, подобные тому, который требуется разработать вам, и оценивают его качество по тем же параметрам, что и сайт агентства. Есть? Кандидат заслужил плюс в таблицу. Нишевые специалисты всегда предпочтительнее, чем общего профиля. Полное отсутствие портфолио – повод удалить исполнителя из сводной таблицы.
- Отзывы клиентов. Важный, но не основной пункт выбора, так как отзывы можно купить или написать самому себе, что для разработчиков сайтов не составляет труда. Видео-отзывы – более достоверный источник, но и они могут быть смонтированы. Поэтому с ними просто ознакомляются, при наличии ставят плюс и продолжают сравнение.
- Достижения. У хороших агентств может не быть наград, побед в конкурсах, топовых мест в рейтингах и пр. Но их наличие все же является дополнительным плюсом в пользу исполнителя.
- Позиционирование – способность экспертно подавать информацию и активность кандидата. Наличие блога на YouTube, раскрученных, интересных страниц в соцсетях, активность на профильных форумах – дополнительный бонус.
Выбор кандидата
После этого просмотрите таблицу и отсейте неподходящих исполнителей, а с оставшимися свяжитесь удобным способом, объясните, чего хотите, и продолжайте заполнять оставшиеся графы. На этом этапе обращайте внимание на:
- время ответа подрядчика;
- характер задаваемых им вопросов;
- поступление предложения заполнить бриф;
- характер предлагаемых решений и их обоснование (почему одна CMS будет лучше, чем другая и пр.);
- пунктуальность при выполнении обещания прислать коммерческое предложение, предоставить расчет и т. д.
После получения предварительной стоимости, заносите вилку цен в таблицу. Точную цифру можно рассчитать только после составления технического задания.
По полученным данным оцените каждого претендента и проведите отсев. Но не полагайтесь только на репутацию и отзывы, поскольку даже самые безупречные кандидаты могут срывать сроки, игнорировать доработки и т. д.
Окончательный выбор
Помочь окончательно определиться с выбором помогут дополнительные критерии:
- наличие официально оформленного ИП/ООО у разработчика, что говорит о его профессиональном подходе к делу, а не разработке сайтов в качестве подработки;
- комментарии клиентов агентства, оставивших отзывы (если получится с ними связаться);
- наличие в штате дизайнера, верстальщика, а при необходимости дальнейшего сопровождения сайта и копирайтера, маркетолога, менеджера проекта (одному человеку, готовому выполнить все этапы, лучше не поручать сложные проекты);
- готовность сделать тестовую работу, к примеру, сверстать 1 страницу (но профессионал не возьмется за это бесплатно, поэтому тест должен полноценно оплачиваться).
Таким образом, удается сделать действительно лучший выбор исполнителя.
p/s: Так же кому интересно можем порекомендовать статью на тему: